Дистанционные технологии

ИКТ на уроках русского языка,  литературы и внеклассных мероприятиях 

В настоящее время очень активно используются ИКТ в образовательном процессе. В век технического прогресса цифровые технологии оказывают заметное влияние на жизнь современного человека. В новом информационном пространстве люди часть своего времени проводят за компьютером, посещая любимые странички сайта, общаясь в социальных сетях,  в твиттере. В 21 веке школьники меньше проводят свой досуг за книгой, в библиотеке, в кинотеатре. Им привычна и комфортна развивающаяся среда, где поиск информации осуществляется мгновенно, «по щелчку мыши», где виртуальный мир преобладает над действительным, где игровая деятельность выражена наглядно.К таким условиям должен быть готов и учитель: мотивировать учащихся к той среде, которая привлекательна для них.На уроках русского языка и литературы и во внеурочное время эффективно, на мой взгляд, использование сетевых сервисов.

LearningApps.org - cервис для создания интерактивных заданий в режиме онлайн. Включает разные приложения. Задания подразделяются на несколько разделов: «Выбор», «Распределение», «Последовательность», «Заполнение», «Онлайн-игры». На уроках литературы после знакомства с текстом произведения целесообразно разгадать кроссворд (http://wiki-sibiriada.ru/). 

Примеры заданий: 1. Отгадайте кроссворд по рассказам А. П. Чехова «Толстый и тонкий», «Хирургия».

2. Составьте кроссворд по рассказу А. П. Чехова «Размазня» (проводится на внеклассных мероприятиях по словесности).

На уроках русского языка при изучении темы «Орфография» можно дать интерактивное задание «Классификация».

Пример: Помести в левый кубик слова, в которых после ц пишется буква и, а в правый – слова, в которых пишется буква ы (проводится на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях по словесности).

При помощи приложения «Скачки» в игровой форме проверяются знания учащихся.

Пример орфограммы «Буквы е и и в корнях с чередованием»: Выбирай игру в одиночку. В этом случае будешь играть с компьютером. Выбери слово, в котором пропущена заданная буква. Нажми мышкой на галочку. Если ты будешь отвечать правильно, то твоя лошадь к финишу придёт первой (проводится на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях по словесности).

Часто пользуюсь приложениями: «Найти пару», «Заполни пропуски».

Примеры заданий:  1. Соедини слова-антонимы (проводится на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях по словесности).                               

  2. Вставь пропущенные буквы (проводится на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях по словесности).

Созданные приложения могут работать без подключения к интернету, легко встраиваются на сайт.

Thinglink - сервис, позволяющий превращать статические картинки в интерактивные объекты, где для каждого объекта на картинке можно выбрать и установить ссылку на веб-страницу, презентацию, видео и т.п. (http://wiki-sibiriada.ru/).С помощью этого сервиса можно создать:

  • плакат по книге
  • плакат по творчеству писателя
  • плакат для виртуальной выставки книг
  • плакат для чтения книг с активными ссылками
  • плакат о герое художественного произведения
  • плакаты по разделам языка
  • плакаты по отдельным орфограммам и пунктограммам и т. д.

Примеры заданий: 1. Создайте авторскую интерактивную обложку книги о войне (проводится на внеклассных мероприятиях по словесности)

2. Создайте интерактивный плакат-выставку произведений А. П. Чехова (проводится на внеклассных мероприятиях по словесности).

На уроках русского языка и литературы этот сервис используется и при знакомстве с писателем, при изучении разделов языка и т. д.

Wikiwall – это сервис для создания интерактивной стенгазеты несколькими пользователями. Создание газеты можно использовать для организации исследовательской деятельности учащихся.

Примеры заданий: Почему М. Пришвин назвал произведение «Кладовая солнца» сказкой-былью? Разгадайте кроссворд без помощи текста. Выполненные задания разместите на онлайн-газете, добавьте элементы оформления (проводится на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях по словесности).

Google Maps – картографический сервис. С помощью этого приложения легко создать интегрированный урок по предмету, в частности, по литературе. Созданные метки наглядно показывают на карте место рождения, творческий путь, важные даты из жизни того или иного писателя.

Пример задания: Отметьте на карте 5-10 меток, связанных с жизнью и с творчеством М. Пришвина (проводится на внеклассных мероприятиях по словесности).

В ImageChef  создаётся «облако слов», соединённых одной темой или мыслью. «Облако тегов» можно применять во время проведения уроков по русскому языку и литературе, предметных недель, внеклассных мероприятий, при подготовке к олимпиадам, к конкурсам, проектам и т. д.

Примеры заданий: 1. Создайте облако тегов по произведению А. П. Чехова.

2. Рассмотрите облако из ключевых слов и разгадайте стихотворение.

3. Отгадайте произведение А. П.Чехова.

В приложении «Поэтический калейдоскоп»  можно объединить тексты, символы и фотографии.

Примеры заданий: 1. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Осень». Определите тему произведения и найдите ключевые слова.

2. Попытайтесь выстроить логический ряд к произведению Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…». Задание желательно дать перед прочтением произведения.

Согласно ФГОС, основным подходом в современном  образовании является деятельностный. Реализовать его может только проектная деятельность.

Заслуживают внимания такие вики-проекты:

1. Letopisi.Ru

2. Wiki.vladimir

3. Открытый класс. 

Примеры участия в проектах: 1. Сетевой исследовательский проект "Там, на неведомых дорожках...".

2. Внеурочный сетевой проект «О войне узнали мы из книг».

3. Международный Интернет-проект «Диалог культур».

4. Региональный творческий проект «Добрые сказки».

Таким образом, использование сетевых ресурсов является необходимым условием для развития эффективного обучения учащихся, помогает учителю повысить мотивацию в процессе обучения.