Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с рассказом А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

2. Обучить учащихся первичным навыкам анализа художественного произведения малой формы.

 

3. Познакомить учащихся с лексическими особенностями рассказа А. П .Чехова «Толстый и тонкий»

Учитель: Перед вами облако тегов https://tagul.com/4wzq1858wehm/cloud-1 . Скажите, пожалуйста,  какие ассоциации возникают у Вас с данными словами? 

Ученик: Я вижу человека, который находится на вокзале и ждёт поезда. В кармане у него портсигар. Он только что пообедал.

Учитель: Обратимся к произведению А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Прочитаем. Работа со словами.

Херес – сорт вина.

Флёрдоранж – белоснежные цветки померанцевого дерева (апельсинового), настой из цветков.

Герострат – молодой человек (житель греческого города Эфеса – ныне Турции), который сжёг храм богини Артемиды (богини охоты, плодородия, брака) ради славы.

Эфиальт – изменник, указал персам путь, который выводил войско в тыл спартанцам. Мотивом была спартанка Элла.

Приватно -  неофициально.

Лютеранство – это течение в христианстве, возникшее в Германии.

Коллежский асессор – один из младших чинов, соответствующий майору в армии.

Статский советник – средний чин. В Росси соответствовал должности вице-губернатора.

Тайный советник - один из высших чинов, соответствующий генералу в армии.

Презентация

Ученик: На вокзале встретились два друга. От тонкого пахло ветчиной, от толстого – хересом и флер-доранжем. Жена Порфирия – худая женщина с длинным подбородком, сын – гимназист с прищуренным глазом. Тонкий делает из дерева портсигары.

Учитель: Посмотрите лучше. А какая иллюстрация представлена из слов?

Ученик: Слева мы видим толстого, а справа – тонкого, который наклонился.

Учитель: Сделайте рисунок у себя в тетради. Посмотрим, что вы изобразили.

Ученик: Мы изобразили Порфирия и Мишу. Тонкий преклоняется перед толстым.

Учитель: А почему он это делает?

Ученик: Потому что узнал о том, что у Михаила высокое звание.

Учитель: Какое?

Ученик: Тайного советника. У тонкого – коллежский асессор.

Учитель: Вспомните произведение А. П. Чехова, где встречается похожий эпизод.

Ученик: «Смерть чиновника». Червяков сконфузился, когда увидел статского генерала Бризжалова.

Учитель: Что с ним произошло?

Учитель: Он несколько раз ходил извиняться за свой поступок и умер.

Учитель:  Как Вы думаете, из-за чего умер Червяков и стал по-другому себя вести тонкий?

Ученик: Из-за положения, одни являются богатыми, другие – бедными.

Учитель: Посмотрим плейкаст «Богатый или бедный» (звук – Светлана Копылова) и ответим на вопрос: «Кто богатый, а кто бедный?» 

http://www.playcast.ru/view/9320519/a8c6f793b2c3d918c79dce8130728639deb5ff60pl 

Ученик: Богатство не измеряется деньгами. Богаты те люди, которые живут в счастье, в мире и согласии.

Учитель: В произведении А. П. Чехова «Толстый и тонкий», какие элементы указывают на материальный достаток героев и наоборот?

Ученик: У толстого губы лоснились, как вишни. От него пахло хересом и флёрдоранжем, он только что пообедал. Уверенная походка и речь.

Тонкий же навьючен чемоданами, узлами и картонками. От него пахло ветчиной и кофейной гущей. Рядом стояла худенькая жена и высокий сын. Порфирий неофициально делает портсигары, а его спутница даёт уроки музыки.

Учитель: Кто же богат материально?

Ученик: Толстый.

Учитель: А духовно?

Ученик: Никто. Тонкий и вся его семья пресмыкаются перед чином богатого.

Учитель: Посмотрите короткометражный фильм «Толстый и тонкий». Найдите общее и различие.

Просмотр фильма.

Ученик: сравнительная характеристика.

Учитель: Обратимся к интерактивному заданию. 

Кому принадлежат слова. Распределите в 2 столбика.

Порфирий

- Друг детства! Откуда ты взялся?

 

- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег...

 

- Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат?

 

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары!

 

— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...

 

— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

 

— В гимназии вместе учились!

 

- Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как?

 

— Помилуйте... Что вы-с...

 

Миша

Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

 

— Ну, как живешь, друг?Служишь где? Дослужился?

 

— Нет, милый мой, поднимай повыше...

 

— Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

 

— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Учитель: Из скольки частей состоит произведение?

Ученик: Из двух. В первой части рассказывается о том, как встретились два друга.

Во второй – о том, как тонкий стал пресмыкаться толстому.

Учитель: Поработаем в группах.

1 группа запишет в таблицу глаголы, которые передают внутреннее состояние толстого, а 2 группа – тонкого.

Ученики: Работа в группах.

Толстый

Тонкий

— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон?

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, лицо его искривилось… посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился...

Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... 

Тайного советника стошнило

Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Захихикал тонкий, еще более съеживаясь

— Нет, милый мой, поднимай повыше…

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.

Учитель: Что значит «чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»? Что это за деталь?

Что значит  «Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...»?

Что значит «длинный подбородок жены стал еще длиннее»?

Учитель: Над чем же смеётся А. П. Чехов?

Ученик: Смеётся над чинопочитанием, лестью.

Учитель: Мы проанализировали рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Если вы были внимательные, то без труда выполните кроссворд.

http://puzzlecup.com/?guess=65E7DC48319590E6

Домашнее задание

 

Составить синквейн (стихотворение из 5 строк).