Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий»
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с рассказом А. П. Чехова «Толстый и тонкий»
2. Обучить учащихся первичным навыкам анализа художественного произведения малой формы.
3. Познакомить учащихся с лексическими особенностями рассказа А. П .Чехова «Толстый и тонкий»
Учитель: Перед вами облако тегов https://tagul.com/4wzq1858wehm/cloud-1 . Скажите, пожалуйста, какие ассоциации возникают у Вас с данными словами?
Ученик: Я вижу человека, который находится на вокзале и ждёт поезда. В кармане у него портсигар. Он только что пообедал.
Учитель: Обратимся к произведению А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Прочитаем. Работа со словами.
Херес – сорт вина.
Флёрдоранж – белоснежные цветки померанцевого дерева (апельсинового), настой из цветков.
Герострат – молодой человек (житель греческого города Эфеса – ныне Турции), который сжёг храм богини Артемиды (богини охоты, плодородия, брака) ради славы.
Эфиальт – изменник, указал персам путь, который выводил войско в тыл спартанцам. Мотивом была спартанка Элла.
Приватно - неофициально.
Лютеранство – это течение в христианстве, возникшее в Германии.
Коллежский асессор – один из младших чинов, соответствующий майору в армии.
Статский советник – средний чин. В Росси соответствовал должности вице-губернатора.
Тайный советник - один из высших чинов, соответствующий генералу в армии.
Презентация
Ученик: На вокзале встретились два друга. От тонкого пахло ветчиной, от толстого – хересом и флер-доранжем. Жена Порфирия – худая женщина с длинным подбородком, сын – гимназист с прищуренным глазом. Тонкий делает из дерева портсигары.
Учитель: Посмотрите лучше. А какая иллюстрация представлена из слов?
Ученик: Слева мы видим толстого, а справа – тонкого, который наклонился.
Учитель: Сделайте рисунок у себя в тетради. Посмотрим, что вы изобразили.
Ученик: Мы изобразили Порфирия и Мишу. Тонкий преклоняется перед толстым.
Учитель: А почему он это делает?
Ученик: Потому что узнал о том, что у Михаила высокое звание.
Учитель: Какое?
Ученик: Тайного советника. У тонкого – коллежский асессор.
Учитель: Вспомните произведение А. П. Чехова, где встречается похожий эпизод.
Ученик: «Смерть чиновника». Червяков сконфузился, когда увидел статского генерала Бризжалова.
Учитель: Что с ним произошло?
Учитель: Он несколько раз ходил извиняться за свой поступок и умер.
Учитель: Как Вы думаете, из-за чего умер Червяков и стал по-другому себя вести тонкий?
Ученик: Из-за положения, одни являются богатыми, другие – бедными.
Учитель: Посмотрим плейкаст «Богатый или бедный» (звук – Светлана Копылова) и ответим на вопрос: «Кто богатый, а кто бедный?»
http://www.playcast.ru/view/9320519/a8c6f793b2c3d918c79dce8130728639deb5ff60pl
Ученик: Богатство не измеряется деньгами. Богаты те люди, которые живут в счастье, в мире и согласии.
Учитель: В произведении А. П. Чехова «Толстый и тонкий», какие элементы указывают на материальный достаток героев и наоборот?
Ученик: У толстого губы лоснились, как вишни. От него пахло хересом и флёрдоранжем, он только что пообедал. Уверенная походка и речь.
Тонкий же навьючен чемоданами, узлами и картонками. От него пахло ветчиной и кофейной гущей. Рядом стояла худенькая жена и высокий сын. Порфирий неофициально делает портсигары, а его спутница даёт уроки музыки.
Учитель: Кто же богат материально?
Ученик: Толстый.
Учитель: А духовно?
Ученик: Никто. Тонкий и вся его семья пресмыкаются перед чином богатого.
Учитель: Посмотрите короткометражный фильм «Толстый и тонкий». Найдите общее и различие.
Просмотр фильма.
Ученик: сравнительная характеристика.
Учитель: Обратимся к интерактивному заданию.
Кому принадлежат слова. Распределите в 2 столбика.
Порфирий
- Друг детства! Откуда ты взялся?
- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег...
- Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат?
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары!
— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— В гимназии вместе учились!
- Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как?
— Помилуйте... Что вы-с...
Миша
Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
— Ну, как живешь, друг?Служишь где? Дослужился?
— Нет, милый мой, поднимай повыше...
— Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Учитель: Из скольки частей состоит произведение?
Ученик: Из двух. В первой части рассказывается о том, как встретились два друга.
Во второй – о том, как тонкий стал пресмыкаться толстому.
Учитель: Поработаем в группах.
1 группа запишет в таблицу глаголы, которые передают внутреннее состояние толстого, а 2 группа – тонкого.
Ученики: Работа в группах.
Толстый
Тонкий
— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон?
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, лицо его искривилось… посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился...
Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...
Тайного советника стошнило
Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Захихикал тонкий, еще более съеживаясь
— Нет, милый мой, поднимай повыше…
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
Учитель: Что значит «чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»? Что это за деталь?
Что значит «Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...»?
Что значит «длинный подбородок жены стал еще длиннее»?
Учитель: Над чем же смеётся А. П. Чехов?
Ученик: Смеётся над чинопочитанием, лестью.
Учитель: Мы проанализировали рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Если вы были внимательные, то без труда выполните кроссворд.
http://puzzlecup.com/?guess=65E7DC48319590E6
Домашнее задание
Составить синквейн (стихотворение из 5 строк).