Тема урока: «Письмо»

 

Цель урока:  познакомить детей  с особенностями эпистолярного жанра; расширить представления о роли письма в жизни каждого человека.

Задачи: дать представление об эпистолярном жанре;

познакомить детей с общепринятыми правилами написания письма;

воспитать любовь к близким людям, к Родине, к окружающему миру.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Класс: 5

 Ход урока

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на рисунок О. Поповича (не называть «Письмо дедушке»). Что вы видите на иллюстрации? 

Ученик: Мальчик гордится своим дедушкой и хочет написать ему о своих достижениях.

Учитель: На партах у Вас лежат маленькие листочки (23 на 36 мм). Как Вы думаете, а можно ли написать небольшое сообщение на этих миниатюрах?  Давайте попробуем.

Ученик: Нельзя, слишком маленькие листочки. Несколько слов только получается написать.

Учитель: В 1983 г. в Почтовом музее Стокгольма было обнаружено самое маленькое письмо, которое имело размеры 23 на 36 мм. На нём была марка.

Учитель: А из чего делались и делаются письма?

Ученик: Из пергамента и бумаги.

Учитель: Самым большим в мире письмом является пергамент длиной 10 м., а шириной 7 м. В Краснодарском крае имеется письмо из листа магнолии (1954 г.).

Учитель: Давайте послушаем музыкальную композицию Леонида Максимова «Письмо». Запишите то, что хотел сообщить нам автор в своём послании.

Слушают.

 Ученик: Выучить французский язык. Научиться играть на трубе. Взять от жизни всё. Попросить о том, чтобы отец сходил в больницу. Послать всего Акунина бандеролью. Не спешить заводить семью. Выслать песню письмом.

Учитель: А можно отправить песню письмом?

Ученик: Переписать и отправить.

Учитель: «Звуковые письма» известны с 1950 – 1990 г., которые передавались в почтовом конверте. Они записывались на грампластинку.

Учитель: Кому мы чаще всего пишем письма?

Ученик: Маме, папе, другу, подруге.

Учитель: Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету. Но чаще всего мы делимся своими переживаниями, мыслями, чувствами со своими родственниками.

А как начинаются и заканчиваются письма? В этом нам помогут разобраться два письма из произведения Э. Успенского «Зима в Простоквашино» (демонстрируются два письма с конвертом). Учащиеся делятся на две группы.

Чтение писем.

Первое письмо было от Шарика:

«Дорогой ты наш отец — дядя Фёдор!

От этого Матроскина житья совсем не стало. Раскомандовался! Только и слышишь: „Поди! Принеси! Подай! Сходи в магазин! Сбегай на почту! Поруби дрова! Вымой за собой посуду!“ А у меня посуды — однa миска. И мыть её нечего. Языком облизнул и всё. И дрова мне не нужны, мне в моей шкуре и так тепло. В общем, если ты не приедешь, я его кусать начну.

А в остальном живём мы хорошо. Можно сказать, дружно. Только спорим часто. Вот мы уже целую неделю спорим — кто должен дверь закрыть.

Матроскин молоко пролил, и в доме скользко. Мы-то привыкли, а другим трудно. Телёнок Гаврюша в дом вошёл, ноги у него разъехались, он второй день в сенях лежит. Он тяжёлый, его не поднять. Мы его в доме сеном кормим.

Почтальон Печкин вошёл, поскользнулся и сразу под стол въехал. Очень смешно. Лежит сердится. Говорит: „Правильно вы дверь не закрываете. На улице теплее, чем у вас. Пусть к вам тепло с улицы идёт“.

Дядя Фёдор, прикажи Матроскину дверь закрыть.

Твой вечный друг Шарик».

 Второе письмо было от Матроскина:

«Дорогой дядя Фёдор!

От этого Шарика житья совсем не стало! Ничего делать не хочет, только с фоторужьём бегает. А когда убегает, так спешит, что дверь ему закрыть некогда.

Увидел кабана в огороде и помчался за ним с фоторужьём по сугробам. А кабан-то наш простоквашинский не шибко грамотный, он фоторужьё от простого не отличает. Он думал, его стрелять хотят, и целый день гонял нашего охотника по полям.

Пришёл он весь мокрый и с ногами под кровать залез, а дверь закрыть у него, видите ли, сил не было. А я ему не прислуга.

Почтальон Печкин к нам приходить перестал, потому что однажды поскользнулся и заехал под стол. Он говорит, что на улице теплее, чем у нас в доме.

Дядя Фёдор, я тебя предупреждаю, если Шарик завтра не закроет дверь, я перееду в коровник к корове Мурке, там на три градуса теплее. А Шарик пусть здесь замерзает. У нас в доме, особенно на кухне, настоящий полюс холода получился. Молоко у нас по всем лавкам куличиками стоит. Оно твёрдое, я его из ведра целиком вытряхиваю.

Любящий тебя кот Матроскин».

Ученик:  1 группа.

Письмо от Шарика

Дорогой ты наш отец – дядя Фёдор!

(начинается)

Твой вечный друг Шарик (заканчивается)

2 группа.

Письмо от Матроскина

Дорогой дядя Фёдор! (начинается)

Любящий тебя кот Матроскин (заканчивается)

Учитель: Ребята, а что нужно знать, чтобы отправить письмо?

Ученик: Адрес, кому отправляешь письмо.

Учитель: Посмотрите на конверты, скажите, кому и куда отправляли письма наши герои.

Ученик: Дяде Фёдору в Москву.

Учитель: А что ещё не хватает на конверте?

Ученик: Точного адреса, по которому можно передать письмо, указывается индекс и наклеивается марка.

Учитель: Поставьте свой индекс и точный адрес.

Учитель: Так, с чего начинается письмо и чем заканчивается?

Ученик: Начинается с обращения, а заканчивается подписью.

Учитель: А ещё и датой. Ознакомьтесь с письмом школьника учительнице. О каком событии мальчик подробно рассказывает? О чём он спрашивает, желая получить ответ? (упр. 223)

Здравствуйте, дорогая Елена Ивановна!

В этом письме я Вам пишу о моём самом счастливом дне.

Летом у моего дяди, папиного брата, был выпуск. Он закончил военное училище. Выпуск проходил на Красной площади, очень красиво.

Мы всей семьей поздравляли дядю. А потом гуляли по Красной площади. Все были довольны.

Елена Ивановна, а Вы были у кого-нибудь на выпуске? Что Вам больше всего нравится на Красной площади?

Ваня

1 июля

Ученик: О счастливом дне. Рассказывается о выпуске, который проходил на Красной площади.

Учитель: Чем заканчивается стихотворение?

Ученик: Подписью и датой.

Учитель: Прочитайте задание к упр. 224 и попробуйте по-другому, теплее, закончить письмо.

Здравствуй, бабушка!

У нас всё нормально. Родители купили мне три золотые рыбки. В выходные мы ездили в лес за клюквой и грибами. Я нашла три подберёзовика и несколько груздей.

До свидания.

Лена.

Ученик: Мы по тебе так соскучились. До свидания, дорогая бабушка (зачитывают свои варианты).

Учитель: А как вы думаете, зачем люди пишут письма?

Ученик: Чтобы узнать, как живёт друг, подруга. Поделиться чувствами. Соскучились друг по другу. Поздравить друга. Пишут заметки в газету. Людям приходят письма из банка.

Учитель: У Вас на партах необычное письмо. Давайте посмотрим, что в нём интересного.

Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается.

А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась.

До свидания, ваш сын, дядя Шарик.

Ученик: Это письмо из мультфильма «Трое из Простоквашино». Его писал дядя Федя, пёс Шарик, кот Матроскин. В конце забавно получилось.

Учитель: Ребята, а от письма может зависеть жизнь человека или состояние здоровья?

Ученик: Да. Мне однажды мама написала, чтобы я с папой не ел много сладкого. У нас не только настроение не ухудшилось, оно совсем пропало.

Учитель: Давайте посмотрим мультфильм «Письмо», в котором нет ни одного слова. Что всё время ждут мама и мальчик? Почему у них всегда меняется настроение? Передайте характеры обоих героев. 

Ученик: Этот мультфильм о маме и сыне, которые ждут письмо от родного человека- отца и мужа, военного моряка. Сначала мы видим, как письмо приходит, а затем его долго не было. Мама и мальчик очень скучают, нервничают.

Учитель: Значит, от письма зависит и состояние человека?

Ученик: Да, зависит состояние человека от того, что там написано, и от того, как долго письмо не приходило.

Учитель: К нам с фронта пришло письмо К. Симонова «Жди меня». В своё время это стихотворение, посвящённое актрисе Валентине Серовой, помогало выжить многим людям, которые верили, что война закончится, что немецкие войска будут разбиты. 

Давайте прочитаем и стихотворение и скажем, о чём оно.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Ученик: Письмо о том, что нужно терпеть, жить, несмотря на трудности. Нужно продолжать сражаться за Родину.

Учитель: Ребята, так для чего писали и продолжают писать письма?

Ученик: Для души, для мира, для друга, для мамы, для Родины.

Учитель: Вот дома и напишите письмо своему товарищу, маме или папе об интересном событии, книге, фильме и т. д.

Литература

1. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2015.

2. Симонов К. Избранные стихи. – М., 1951.

3.  Успенский Э. Зима в Простоквашино. – М., 2006.

                                      Электронный ресурс

1. Мультфильм «Письмо» https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=D5kBS3hwvj4

 2. Песня «Письмо» Леонида Максимова http://zaycev.net/pages/8002/800293.shtml