Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Н. В. Гоголя.

2. Познакомить детей с повестью Н. В.Гоголя «Заколдованное место».

2. Обучить учащихся навыкам анализа художественного произведения.

3. Познакомить учащихся с лексическими особенностями повести «Заколдованное место».

Учитель: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кто изображён на портрете? Облако слов 

Ученик: Н. В. Гоголь

Учитель: А почему я его представил таким образом?

Ученик: Для того, чтобы познакомиться с биографией и творчеством.

Учитель: Давайте познакомимся с его биографией и творчеством по ключевым словам.

Ученик: Н. В. Гоголь родился в селе Васильевка. Отец писателя - Гоголь-Яновский, одарённый человек, автор комедий на украинском языке. Поступил в Полтавское уездное училище, проучился около 2 лет. Закончил Нежинскую гимназию и переехал в Петербург.  Написал книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Увлекался  чтением, театральной деятельностью. Учитель географии: Полтавская губерния входила в Российскую империю в 1802 г в связи с ликвидацией Малороссийской губернии. Граничила с Черниговской и Курской, с Харьковской и Екатеринославской губерниями.

Черниговской и Курской, с Харьковской и Екатеринославской губерниями.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Полтавская_губерния 

Учитель русского языка: Н. В. Гоголь в гимназии от профессора русской словесности получал тройку. В его сочинениях было много грамматических ошибок.

Учитель математики: Н. В. Гоголь не любил и не знал математику, но выписывал математическую энциклопедию, так как она была издана в шестнадцатую долю листа.

Учитель технологии: Н. В. Гоголь любил рисовать, вязать, вышивать. Он  кроил своим сестрам платья, вязал шарфы, шил себе шейные платки, ткал пояса. Любил хорошо поесть. Он мог приготовить фрикадельки, коктейль «Гоголь-моголь» (из козьего молока и рома). В карманах у него всегда были карамельки, кусочки сахара. Писатель съедал в один присест банку варенья, выпивал целый самовар чаю.

Учитель биологии: Н. В. Гоголь ненавидел пауков, червяков, гусениц. И даже отказывался от лечения пиявками, когда это было необходимо.

Учитель: Ребята, что такое быль?  Давайте запишем в тетрадях. (Слайд)

Быль – жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности. (Словарь литературоведческих терминов).

Повесть – средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героев.

Учитель: А какие жанры фольклора вы знаете?

Ученик: пестушка, потешка, сказка.

Учитель: Ребята, закройте глаза, послушайте мелодию Эдварда Грига «В пещере горного короля» и расскажите о своих ассоциациях.

Ученик: Мы услышали что-то загадочное, тайное. Нам представился мир, в котором находятся разные существа.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?

Ученик: о произведении Н. В. Гоголя «Заколдованное место».

Учитель: Перед вами лежат иллюстрации с предметами колдовства, волшебства. В каких произведениях  встречаются они?

Ученик: веретено – сказка «Спящая царевна» Жуковского;

яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина;

игла – «Царевна-лягушка» (смерть Кощея Бессмертного)

клад – «Заколдованное место» Н. В. Гоголя. 

Учитель: Скажите, пожалуйста, а зёрнышко является предметом колдовства или волшебства.

Ученик: Волшебства.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что зёрнышко помогало Алёше учиться, а все перечисленные до этого предметы мешали людям жить.

Учитель: Давайте восстановим события произведения по иллюстрациям. Игра «Лента времени». 

Ученик: Пересказ отрывков.

Учитель:  Дома вам было дано задание: познакомиться с незнакомыми словами. Давайте посмотрим, как вы это сделали. Перед вами ряд слов, определим значение каждого слова.

Игра «Найди пару»

Ученик: Работают по интерактивной доске.

Учитель: Ребята, скажите, есть ли в произведении черты, присущие сказке? Попробуйте заполнить таблицу.

  Поработаем в группах.

1 группа запишет в таблицу, что вам кажется в были сказочным.

2 группа – реальным.

Ученики: Работа в группах.

 

Что вам кажется сказочным?

Что вам кажется реальным?

Пень дерева пыхтит и дуется, показываются уши, наливаются красные глаза; ноздри раздуваются, нос поморщился и вот так собирается чихнуть.

Люди веселились, танцевали, занимались хозяйством, ездили за солью и рыбой

-Гм! – пропищал нос.

-Гм! – проблеял баран.

Гум! – заревел медведь.

- Страшно слово сказать! – заблеяла баранья голова.

 

Дьявольское место

 

Клад

 

Учитель: А сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Пропавшая грамота». Чем отличается быль от отрывка из мультфильма?

Ученик: В мультфильме казак сказал пню другие слова. Мы видим медведя, барана …

 

Учитель: У вас на партах лежат предания Владимира Николаевича Морохина, нижегородского фольклориста. Прочитайте их. Выделите в тексте схожие эпизоды. Чтение преданий.

Учитель: Я хотел бы прочитать предание В. Н. Морохина «Клад давался», подытожить всё, о чём мы с вами рассуждали.

Чтение.

Любая нечистая сила превращается в животное, птицу и т.д., а мы с вами должны, как и герой произведения избегать её и никогда не поддаваться желанию быстро становиться богатым человеком.

 Домашнее задание

Прочитать выразительно произведение Н. В. Гоголя «Заколдованное место»