Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Н. В. Гоголя.
2. Познакомить детей с повестью Н. В.Гоголя «Заколдованное место».
2. Обучить учащихся навыкам анализа художественного произведения.
3. Познакомить учащихся с лексическими особенностями повести «Заколдованное место».
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кто изображён на портрете? Облако слов
Ученик: Н. В. Гоголь
Учитель: А почему я его представил таким образом?
Ученик: Для того, чтобы познакомиться с биографией и творчеством.
Учитель: Давайте познакомимся с его биографией и творчеством по ключевым словам.
Ученик: Н. В. Гоголь родился в селе Васильевка. Отец писателя - Гоголь-Яновский, одарённый человек, автор комедий на украинском языке. Поступил в Полтавское уездное училище, проучился около 2 лет. Закончил Нежинскую гимназию и переехал в Петербург. Написал книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Увлекался чтением, театральной деятельностью. Учитель географии: Полтавская губерния входила в Российскую империю в 1802 г в связи с ликвидацией Малороссийской губернии. Граничила с Черниговской и Курской, с Харьковской и Екатеринославской губерниями.
Черниговской и Курской, с Харьковской и Екатеринославской губерниями.
Учитель русского языка: Н. В. Гоголь в гимназии от профессора русской словесности получал тройку. В его сочинениях было много грамматических ошибок.
Учитель математики: Н. В. Гоголь не любил и не знал математику, но выписывал математическую энциклопедию, так как она была издана в шестнадцатую долю листа.
Учитель технологии: Н. В. Гоголь любил рисовать, вязать, вышивать. Он кроил своим сестрам платья, вязал шарфы, шил себе шейные платки, ткал пояса. Любил хорошо поесть. Он мог приготовить фрикадельки, коктейль «Гоголь-моголь» (из козьего молока и рома). В карманах у него всегда были карамельки, кусочки сахара. Писатель съедал в один присест банку варенья, выпивал целый самовар чаю.
Учитель биологии: Н. В. Гоголь ненавидел пауков, червяков, гусениц. И даже отказывался от лечения пиявками, когда это было необходимо.
Учитель: Ребята, что такое быль? Давайте запишем в тетрадях. (Слайд)
Быль – жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности. (Словарь литературоведческих терминов).
Повесть – средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героев.
Учитель: А какие жанры фольклора вы знаете?
Ученик: пестушка, потешка, сказка.
Учитель: Ребята, закройте глаза, послушайте мелодию Эдварда Грига «В пещере горного короля» и расскажите о своих ассоциациях.
Ученик: Мы услышали что-то загадочное, тайное. Нам представился мир, в котором находятся разные существа.
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?
Ученик: о произведении Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
Учитель: Перед вами лежат иллюстрации с предметами колдовства, волшебства. В каких произведениях встречаются они?
Ученик: веретено – сказка «Спящая царевна» Жуковского;
яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина;
игла – «Царевна-лягушка» (смерть Кощея Бессмертного)
клад – «Заколдованное место» Н. В. Гоголя.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а зёрнышко является предметом колдовства или волшебства.
Ученик: Волшебства.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что зёрнышко помогало Алёше учиться, а все перечисленные до этого предметы мешали людям жить.
Учитель: Давайте восстановим события произведения по иллюстрациям. Игра «Лента времени».
Ученик: Пересказ отрывков.
Учитель: Дома вам было дано задание: познакомиться с незнакомыми словами. Давайте посмотрим, как вы это сделали. Перед вами ряд слов, определим значение каждого слова.
Игра «Найди пару»
Ученик: Работают по интерактивной доске.
Учитель: Ребята, скажите, есть ли в произведении черты, присущие сказке? Попробуйте заполнить таблицу.
Поработаем в группах.
1 группа запишет в таблицу, что вам кажется в были сказочным.
2 группа – реальным.
Ученики: Работа в группах.
Что вам кажется сказочным? |
Что вам кажется реальным? |
Пень дерева пыхтит и дуется, показываются уши, наливаются красные глаза; ноздри раздуваются, нос поморщился и вот так собирается чихнуть. |
Люди веселились, танцевали, занимались хозяйством, ездили за солью и рыбой |
-Гм! – пропищал нос. -Гм! – проблеял баран. Гум! – заревел медведь. - Страшно слово сказать! – заблеяла баранья голова. |
|
Дьявольское место |
|
Клад |
|
Учитель: А сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Пропавшая грамота». Чем отличается быль от отрывка из мультфильма?
Ученик: В мультфильме казак сказал пню другие слова. Мы видим медведя, барана …
Учитель: У вас на партах лежат предания Владимира Николаевича Морохина, нижегородского фольклориста. Прочитайте их. Выделите в тексте схожие эпизоды. Чтение преданий.
Учитель: Я хотел бы прочитать предание В. Н. Морохина «Клад давался», подытожить всё, о чём мы с вами рассуждали.
Чтение.
Любая нечистая сила превращается в животное, птицу и т.д., а мы с вами должны, как и герой произведения избегать её и никогда не поддаваться желанию быстро становиться богатым человеком.
Домашнее задание
Прочитать выразительно произведение Н. В. Гоголя «Заколдованное место»