Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

В настоящее время всё больше возникает вопросов о том, как воспитать всесторонне развитую личность, которая бы была способна решать, порой, трудные задачи современного общества. Где найти тот стержень, за счёт которого можно успешно реализовать творческий потенциал человека? Что нужно сделать, чтобы раскрыть все составляющие внутреннего мира каждого ребёнка? Как открыть границы горизонтов, в пределах которых будут комфортно чувствовать себя дети? Как, наконец, раскрыть творческие способности учащихся, если информационное пространство ребёнка в современное время резко сужено? Оно больше напоминает лишь частичку одного большого многогранного мира. Всё подчинено слепому подражанию веку информатизации, компьютеризации, автоматизации, в котором, к сожалению, мышление находится не на первом плане.

Дети больше подвержены болезням современного общества. Их меньше волнуют проблемы добра и зла, счастья и несчастья, любви и разлуки, милосердия и сострадания. Не всегда понимают истинного предназначения жизни, а значит, своего самоопределения. Можно сказать, что возникает потерянность временного пространства. Ребёнку становится не просто отделить границы, в пределах которых жил и живёт известный писатель, лирический герой того или иного рассказа, романа, повести. Его совсем не заботит состояние окружающей действительности, живописный образ природы. Ученик меньше обращает внимание на детали, которые помогли бы ему раскрыть тему сочинения, написать хороший рассказ; не задумывается над прочитанной строкой, не останавливается над понравившимся эпизодом, не записывает нужные цитаты и, следовательно, не запоминает их; не пересказывает  и не созерцает, а больше проглатывает целую эпоху, целое поколение. Ребёнку не понятны многие проблемы прошлого. Сложно, порой, передать словами поступки людей, портретные характеристики, лирические отступления, пейзажные зарисовки. Трудности возникают и в определении главной идеи произведения, его истинного предназначения. В результате ученик больше предоставлен себе, своему собственному я. Он меньше рассуждает, размышляет, соответственно, обдумывает правильное решение и приходит к умозаключению. Тем более, не находит того источника мыслей, который бы определял верный ход событий.

Ученику больше понятна информационно-компьютеризированная среда, в которой всё определяется простым нажатием клавиши. Он находит своё самоопределение в виртуальном пространстве, где нет рядом живых людей, где ничего не надо говорить, а просто внимательно смотреть и нажимать на клавиши, где особо не приходится размышлять и делать правильные выводы. Значительная часть подростков находятся в сети сутками, сковывая временное пространство бесполезным занятием.

В этом сложном многоступенчатом мире важно увлечь ребёнка познавательным ресурсом, помочь реализовать свои способности в полной мере, поговорить, выслушать; заинтересовать его мысли новыми идеями,  которые бы помогли ему самоопределиться, понять сущность всего информационного процесса. Необходимо показать ребёнку, что и сетевое пространство способно приносить пользу всем окружающим, показать все его скрытые возможности, предложить альтернативный путь, который бы соединил все виды искусства и одновременно воздействовал на внутреннюю среду учащихся. Необходимо создать тот творческий потенциал, который бы заставил ребёнка переживать, мыслить. Конечно, без использования современных средств общения в настоящее время уже не обойтись. 

Например, для того, чтобы завлечь детей в творческую деятельность, предложил ребятам поучаствовать в увлекательном проекте «Я в гости к Пушкину спешу». Через современные средства необходимо было изучить биографию известного писателя. Для этого потребовалось создать сайт, на котором поэтапно размещалась детьми информация в готовом виде. Весь материал изучался обучающимися самостоятельно под непосредственным контролем педагога и тщательно анализировался. Проект предполагал работу не только с сетевыми ресурсами, но и с местным материалом, с архивными источниками. В ходе веб-квеста происходил синтез всех видов искусств, где участники творческого процесса должны были показать не просто мыслительную деятельность, но и умение систематизировать всю полученную ими в ходе проекта информацию.  Выяснялось, что А. С. Пушкин был на малой Родине, что посадил дуб и, по-видимому, написал вступление к поэме «Руслан и Людмила».

 

 

 

 

 

 

Чагаев Иван - ученик 5 класса 

В сервисе Prezi наглядно представили полученную участником информацию и поделились с остальными [8]. 

 https://prezi.com/nwozdvxda_sb/presentation/?utm_campaign=share&utm_medium=copy   

В emaze.com обучающиеся попытались рассказать об известном памятнике Пушкина [4]

Powered by emaze

Для этого пришлось воспользоваться архивными материалами, помощью историков, старожилов. Затем красочно представили на своей странице с комментариями. На одном этапе нужно было прочитать пушкинские строки и разместить в youtube [3] .

Выяснилось, что и на новомирской земле юного читателя есть стихотворения местных писателей об А. С. Пушкине. В плейкасте представили полученный результат под музыку.

             В виртуальной газете Lenoit запечатлели всё о проведении Дня Пушкина [1], а в сервисе Tackk поделились своими мыслями и чувствами о портрете известного писателя [5].

http://linoit.com/users/tamarakorostelyova/canvases/8%20группа%20%285-7%20кл.%29

https://tackk.com/1z3k1x?utm_source=tackk&utm_medium=embed&utm_campaign=share_embed 

Кроме того, в сервисе umapalata.com отправились в путешествие по сказкам Пушкина [7] http://www.umapalata.com/uschool/expo/tamarakorostelyova/9941.html?LANG=RU, в jigsawplanet.com https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=14bd1ba3aeb0 составили из пазлов карту путешествий поэта по России [2], в Learning Apps.org https://learningapps.org/watch?v=p2vvy0ogk17 отгадали всех пушкинских героев, музыкальные произведения [6], послушали романс на слова А. С. Пушкина, ответили на вопросы литературной викторины, верно установили соответствия между художником и портретом Пушкина.

 Дети должны понимать, что их деятельность должна быть достойна оценена и поощрена не только педагогом, но и остальными участниками процесса. Только совместное творчество с последующим анализом откроет путь к развитию способностей ребёнка. Даже, порой, одно вовремя замеченное учителем слово может стать источником создания целого произведения. Важно показать юному другу тот мир, в котором можно реализовать свои мечты, открыть ему тот идеал, который будет интересен ребёнку.

Так, учащийся 7 класса заинтересовался словом Гнилозуб. Вроде бы всё понятно, но ему захотелось узнать всё о происхождении имени, а затем выразить в жанре рассказа.

Гнилозуб

В одной семье родился мальчик. И все думали, как его назвать.  Стали перечислять имена:

- Витя.

- Серёжа.

- А может, Андрей.

- Нет, Володя.

И неожиданно бабушка крикнула:

- Гнилозуб.

Все посмотрели на неё с удивлением.

- Да, Гнилозуб, - твердила бабушка. – Это для того, чтобы мой внучочек не имел плохих зубов.

И назвали мальчика этим именем.

Прошло время, и родители стали замечать, что у ребёнка совершенно здоровые зубы.

- Вот что значит имя Гнилозуб, - сказал папа.

- Да, оберегла, -  сказала мама.

         Ученик 9 класса решил поработать над словом берёза. Получился интересный рассказ.

  Берёза

            Однажды встретились двое мужчин в лесу и увидели какое-то дерево, совершенно им незнакомое. Оно было белого цвета и покрыто черными пятнами.

            - Что это? – спросил один у другого.

            - Я не знаю, – ответил второй.

            - Интересно, а что это за дерево, ведь мы его никогда не видели? – сказали они вместе.

            - Мда… Интересно. Тут неподалеку есть деревня, а в ней живет старец, вот он-то все знает, давай у него спросим, – посоветовал другой.

            Мужички отрезали от этого дерева кору и принесли её старцу.

            - Здравствуй, мил человек! Не подскажешь ли ты, как называется это дерево? – спросили у старца мужички.

            - Да, это дерево и бело, и черно! – сказал мудрый старец.

            - Так как это дерево называется?

            - Это дерево никак не называют, потому что оно ни белое, ни черное, его никто никак не может никаким именем назвать, но из него получается хорошая береста – бумага, а также из него можно добывать сладкий сок, – ответил старец.

            Тогда мужики думали, гадали, как же назвать это чудо-дерево?

- Возможно, его можно назвать Бело-чёрным. Но это некрасивое имя, а деревце – гладкое и, кажется, хрупкое.  Нет, не подходит, нужно такое имя, которое хорошо бы слышалось, - думали они.

            И вот прошел месяц, мужички уже разъехались кто куда.

             А мудрый старец выглянул в окно, увидел,  кто-то бересту с дерева сдирает, закричал: 

            -  Берёшь зачем?

            Половина букв вылетела, осталось только:

            - Берё… за…

            Вот так и стали называть это деревце.

            Ребята представили своё видение образов. Они создали целый художественный мир, в котором заметили только то, что созерцали. Не стоит недооценивать  творчество детей. Необходимо подсказать идею, где это требуется,  для достижения конечного результата. Каждый рождённый ребёнком образ оставляет в детской душе способность к новому познанию мира. Конечно, многое исходит от педагога. От его показательной деятельности, от умения выслушать ребёнка, от способности заинтересовать, создать проблемную ситуацию зависит творческий потенциал обучающихся.

            Школьник должен почувствовать всю степень ответственности взятого на себя задания. Так, ученик 9 класса, участвуя во Всероссийском проекте «О войне узнали мы из книг» самостоятельно подготовил буктрейлер по книге В. Богомолова «Иван», в котором отобразил всю душевную тревогу мальчика.

            Привлекая детей к различным мероприятиям, мы даём им возможность проявить свои творческие способности, развиваться и показывать результат мыслительной деятельности.

 

1. Акция «Зажжём в честь Пушкина А. С.свечу» [электронный ресурс].–Режим доступа: http://linoit.com/users/tamarakorostelyova/canvases/8%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0%20%285-7%20%D0%BA%D0%BB.%29.

2. Карта путешествий Пушкина А. С.  по России [электронный ресурс].  –   

Режим доступа: https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=14bd1ba3aeb0.

3. Открытый микрофон «Волнуют сердце пушкинские строки» [электронный ресурс].  – Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=wxLqI9ZP5tQ

4. Памятники Пушкину А. С.  в России и в мире [электронный ресурс].  – Режим доступа: https://www.emaze.com/@ATIQZFWL/untitled.

5.Перед портретом Пушкина А. С.  [электронный ресурс].  – Режим доступа: https://tackk.com/1z3k1x?utm_source=tackk&utm_medium=embed&utm_campaign=share_embed.

6.Пушкин А. С.в портретах [электронный ресурс].  – Режим доступа: https://learningapps.org/watch?v=p2vvy0ogk17.

7.Сказки Пушкина А. С.  [электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.umapalata.com/uschool/expo/tamarakorostelyova/9941.html?LANG=RU.

 8. Тропинки к Пушкину А. С.  [электронный ресурс].  – Режим доступа: https://prezi.com/nwozdvxda_sb/presentation/?utm_campaign=share&utm_medium=copy.